Шаданга Йога

Письмо Сундернатха (Шандора Ремете)

Шаданга Йога

Гуру Горакнатх в «Горакша-шатакам» не использует термины Хатха-Йога или Раджа-Йога, а также терминологию Аштанга-йоги Патанджали. Термин, который он использует, - Шаданга Йога, шестичастная Йога, а именно - Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи (подразумевается, что Яма и Нияма уже были поняты). Далее он перечисляет вспомогательные техники, включая мудру, бандху, кундалини-удбодху (восхождение), а также шатчакры, которые так заметно фигурируют в более поздних классических текстах, таких как Хатха-йога прадипика и Шива-самхита. Для пратьяхары он предписывает Випарита карани мудру и дает только две асаны - Сиддхасану и Падмасану.
Эти шесть шагов вместе с предписанными для них техниками должны обеспечить абсолютный контроль над умом, который приведёт к окончательному освобождению. Он разъясняет природу этой цели в последнем разделе текста (шлоки 92-101). Здесь Горакнатх признает неделимость Йогавидьи (науки о йоге) и Брахмавидьи (науки о Едином Вечном). В соответствии с воззрениями Упанишад он объясняет взаимосвязь этих двух вещей тем, что, хотя Брахмавидья - это цель, Йогавидья - средство..
Шатакам ясно описывает этапы этого процесса:
  1. Психическая устойчивость
  2. Полный контроль над физическим организмом
  3. Обратный ход умственной деятельности
Цель - не кайвалья (изоляция духа от материи, предполагающая двойственность), а скорее растворение ума посредством ухода от объективного мира и обращения к высшему «я». Когда ум теряется в высшем «я», йогин переживает состояние недвойственности на вершине духовного подъёма. Таким образом, «Шатакам» Гуру Горакнатха подтверждает идеал «Единства» Упанишад.
Краткого описания Шаданга Йоги Натх Сампрадаи достаточно, чтобы продемонстрировать, как далеко большинство современных форм йоги отклонились от этого традиционного пути духовного подъёма. Шатакам утверждает, что 2 асан, 5 телесных мудр и 3 бандх достаточно для раскрытия духовных сил в теле человека. Указанные асаны, если их правильно и постоянно выполнять, не только устанавливают физиологическое равновесие в теле, но и обеспечивают душевное равновесие. Исходя из этого, умственные техники, применяемые во время различных режимов пранаямы, могут затем достичь контроля над праническими силами, что, в свою очередь, позволяет растворить деятельность ума.
Хотя медитативные позы являются сидячими позами, не все сидячие позы являются медитативными. Медитативные асаны можно выполнять часами, так как прямое положение позвоночника сохраняет внутренние органы брюшной области свободными от давления и придает лёгкость всей структуре. Это освобождает ум от бремени тела и позволяет ему координировать йогические упражнения пранаямы, дхараны, дхьяны и самадхи. Они снижают активность легких и сердца и сводят к минимуму производство углекислого газа. Это состояние - основа для пробуждения космической силы Кундалини Шакти.
Здесь уместно различать два широких раздела асан хатха-йоги - культурные и медитативные. Установление основных характеристик этих двух подразделений и их решающих различий устранит любую путаницу, которая возникла из-за того, что эти виды деятельности были объединены одним термином «Йога». Из структуры и содержания Шатакам мы видим, что Горакнатх предполагал, что его читатели это уже понимают.
Культурные позы - это все те позы, которые требуют определенных движений позвоночника для их достижения и в которых затем должно поддерживаться особое положение позвоночника. Усилия, необходимые для того, чтобы войти в эти положения и удерживать их (например, в таких асанах, как Ширса, Сарванга, Хала и Бхуджанга), не позволяют уму быть свободным для медитации. Основные цели культурных асан - обеспечить физическое здоровье и дхарану (однонаправленное внимание). Мышечное напряжение, необходимое для достижения этих преимуществ, увеличивает активность легких и сердца и производство углекислого газа, который заключает сознание в физическую структуру тела.
Хотя медитативные позы являются сидячими позами, не все сидячие позы являются медитативными. Медитативные асаны можно выполнять часами, так как прямое положение позвоночника сохраняет внутренние органы брюшной области свободными от давления и придает лёгкость всей структуре. Это освобождает ум от бремени тела и позволяет ему координировать йогические упражнения пранаямы, дхараны, дхьяны и самадхи. Они снижают активность легких и сердца и сводят к минимуму производство углекислого газа. Это состояние - основа для пробуждения космической силы Кундалини Шакти.
Как можно видеть, оба подразделения выполняют важные роли на пути практикующего. Более двадцати лет назад Shadow Yoga представила сначала формы Прелюдий, а затем Нритта-Садхану для улучшения физической структуры. Совсем недавно были введены Асана-ангахара 1 и 2 для улучшения здоровья физиологического организма. В настоящее время мы находимся на третьей фазе, введении Шаданга-йоги 1 и 2. Это подготовительные стадии для очищения организма и создания системы нади для стадий пранаямы, дхараны, дхьяны и самадхи. Шаданга-йога 1 и 2 составлена ​​из 32 асан разной интенсивности: в процессе освоения двух форм они будут сокращены до 2 асан, 5 мудр и 3 бандх.
Кажущаяся простота и беспрецедентная лёгкость медитативных поз, разработанных последователями Натха-сампрадаи и Хатха-йоги, могут быть обманчивыми.
Как говорится в «Теджу-Бинду-Упанишаде»:
Поза может быть признана асаной только в том случае, если она позволяет без перерыва медитировать на Брахмане (Вечном). В противном случае она должна быть признана ничтожной.
23 ноября 2019 года
Shadow Yoga © Сундернатх (Шандор Ремете).