Пратикопасана
Письмо Сундернатха (Шандора Ремете)
Пратикопасана
Термин пратӣка означает “символ”, а его корневое значение относится к движению по направлению к чему-либо; упа̄сана означает “попытка”.
Пратикопа̄сана (пратӣка+упа̄сана) относится к процессу, с помощью которого практикующий пытается приблизиться к объекту концентрации. Конечная цель — выйти за пределы внешней формы символа и встретиться с божеством в глубинах сознания. Это божество — Вечный Возлюбленный Души. Эта встреча не достигается ни усилием воли, ни созданием объекта умом, поскольку живой образ уже внедрён глубоко в сердце. Пятеричная символика АУМ указывает на природу этого процесса.
Это движение к символу и через него достигается не обычными путями бодрствующего ума (2 джа̄грат), которые связаны с мыслями и фантазиями, и не механической деятельностью бессознательного ума (1 сушӯпти), а через провиденье (3 дхья̄на), корни которого лежат на границе этих двух. Только неуклонная кульминация этой обращенной вовнутрь силы может пробить защитную завесу иллюзии (4 ма̄йя) и безопасно привести душу к ее цели (5 бӣнду).
Именно эта сила взращивается на полях а̄саны и пра̄на̄ямы, на присутствие которой указывает отсутствие усилий и безразличие. Тогда йогин достиг врат, стал мастером этого искусства и ремесла и готов войти и воспарить к вершинам пратӣкопа̄саны. Тем не менее, путь к этому моменту труден и требует терпения и настойчивости, чтобы преодолеть бесчисленные неудачи, и мужества, чтобы отбросить все внешние атрибуты и опоры. Отсюда это утверждение Горакхнатха:
У десятой двери ава̄дхут (тот, кто ‘освободился’) открывает замок. Поэтому слушайте, о, люди, лишь немногие, один из ста, могут покорить крепость тела. Наш путь труден. Нужно постоянно держать под контролем язык и гениталии, а также канал, через который они оба действуют. Тогда те, кто проводит время в практике йоги, не съедаемы временем.
Поэтому тело есть одеяние, а ум есть йог. Поэтому ум есть йог, а тело есть монастырь. Пять элементов составляют покров, а прощение заключается в сидении в шести позах. Мудрость — это сиденье аскета, а веская причина — деревянные сандалии. Следовательно, правильное мышление — это посох и дхья̄на, процесс чистого размышления о неименуемом, невидимом, незапятнанном присутствии Бога. Это выполняется в определённой сидячей позе, без дыхания, в кева̄ла кумбха̄ке (одной, без составляющих), которая является секретом ульта-са̄дханы (процесса обращения вспять). Там перевернутая Ша̄кти поднимается к десятой двери, в то время как дыхание распространяется по всему телу от пальцев ног до верхнего узла (шӣкха), где перевернутая Луна затмевает Ра̄ху. Посредством процесса обращения вспять йогину удается обратить вспять естественные тенденции старения, болезней и смерти, направляя свою энергию, семя и дыхание против нормального внешнего течения функций организма.
Процесс пратӣкопа̄саны состоит из трех частей, поскольку он имеет как три фазы, так и три измерения.

Пратӣкопа̄сана — медитация на визуальные образы.
На̄мопа̄сана — медитация на звуковые символы.
Ахамграхопа̄сана — медитация на "Я".
Для некоторых они образуют три отдельные и прогрессивные стадии практики, переходящие от грубого к тонкому. Однако, в соответствии с конституцией, способностями и условиями, некоторые могут быть привлечены к миру вибраций, а не образов, в то время как немногие способны двигаться прямо в царство Самости. Как и во всех практиках, самое важное — адекватно реагировать на то, что возникает на своём пути, а не реагировать из-за эмоций, намерений или одержимости. Со временем, по мере усиления и созревания практики, все три сферы формы, звука и самости полностью проявятся, полностью растворятся и соберутся (ме̄лана) в одной точке (бӣнду).
В "Триединых медитациях громового Дракона" я описал все этапы, ведущие к этой цели, начиная с первых предварительных занятий, включая все соответствующие умонастроения и приспосабливания. А̄сана дает победу над крепостью тела. Мӯдра и ба̄ндха вместе с пра̄на̄ямой вызывают растворение пра̄ны в Ша̄кти в то время как дхья̄на приводит к поглощению ма̄наса. Когда все сущности собраны в единую точку — бӣнду, тогда достигается состояние Ша̄кти-анусандха̄ны. Здесь ум и ша̄кти объединяются в тысячелепестковом лотосе в голове (сахасра̄рачакра) посредством процессов Ша̄мбхавимудры, чья точка растворения есть анусандха̄тмака, то есть Шивохам — Я есть Шива.
Когда приходит осознание, что человек смотрел / слушал этот живой образ целую вечность, это происходит в самой сокровенной области ума, где шёпот скользит без шёпота и где пустота обитает внутри своей собственной пустоты.
Shadow Yoga © Сундернатх (Шандор Ремете). Иллюстрация: шодо Джон Эванс
17 февраля 2023 года