Пранаяма - практика «контроля дыхания» и искусство слушать.

Мантра Джанеу (Молитва священной нити) описывает искусство слушать внутри:
Произнося звук Аум, человек устраняет страдания и обретает достижения. Совершенный доводит мысль о звуке до сути. Тогда звук луны и звук солнца полностью остаются в теле - в сердце, в уме, в душе. Душа мала, но необъятное меньше наималейшего. Следовательно, звук (Нада), точка (Бинду) и Йог имеют одинаковую природу…. Нада - это поле тела, а Бинду - это путь тела, тот же, кто охватывает этих двоих, - Йогин.
Этот глубокий анализ имеет много значений для практикующего: первое - это то, что практика пранаямы имеет мало общего с процессом дыхания. Пранаяма - это полное прекращение дыхания, вызывающее усиление звука. Весь путь к просветлению можно рассматривать как постепенное совершенствование пранаямы путем практического применения в течение длительного периода времени. Прежде чем приступить к практике пранаямы, важно понять истинное значение термина, который так часто неверно трактуется как простая практика «контроля дыхания». Согласно Пашупата-сутре Каудиньи,
Пранаяма критва - контроль дыхания делается для очищения нади (тела)… Прана - это ветер, который вытекает через рот и ноздри. Контроль (аяма) - это ограничение или подавление этого дыхания. Этот контроль дыхания следует рассматривать как намеренный, поскольку ему предшествуют знание, желание и усилие. Его следует практиковать в соответствии со своими способностями и силой. (I.16)
После выполнения санкальпы лицом на восток или север и сидя в падмасане, следует поднять шею и начать с вдоха или выдоха, практикуя до тех пор, пока дыхание не окажется под контролем и человек не войдет в состояние транса. Состояние транса достигается, когда тело наполняется собственным внутренним жизненным ветром и ему больше не нужно ни втягивать внешнее, ни выпускать внутреннее. Только тогда можно считать, что дыхание находится под контролем.
Корень ан - означает дышать; аа в аяма указывает на ограничения, присущие позе тела, и на необходимость её постоянной корректировки и постоянного уничтожения загрязнений, которые она порождает. Корень ям означает связывать или сплетать, указывая на то, что ваю (ветры) должны быть связаны. Кр означает делать (практиковать). Суффикс тва указывает на то, что процесс должен быть повторен в обратном порядке. Это сочетание ссылок указывает на то, что упомянутый процесс - это практика Нади Шуддхи, с помощью которой очищаются чувства и контролируется дыхание. Когда это достигается, человек слышит непрерывный поток безударного звука - Анахата Нада. Посредством этого процесса приходят состояния Дхараны, Дхьяны и Самадхи, и в конце достигается объединение НАД-БИНД-ЙОГИН (как описано в Джанеу-мантре).
Поэтому цель естественной остановки дыхания – полное внутреннее усвоение звука, поскольку небесные звуки не могут быть услышаны внутри, пока человек все ещё полагается на поток дыхания. Мантра Джанеу продолжает:
Тот, кто знает, как пронзать однонаправленным звуком, совершает это в одиночку, становясь единым с Шивой и входит в его вечное жилище, сумеречную зону, где сиддхи (совершенные), владеющие своими струнными инструментами (своими телами), собраны на протяжении веков.
Нади Шуддхи включает в себя сбор всех звуков, которые распределены по внутренним и периферийным сферам тела, в одну точку (бинду). Это объясняет природу знания, которое (вместе с желанием и усилием) в Пашупата-сутре I.16 должно предшествовать контролю дыхания. Это знание поля этих звуков. Это поле состоит из 52 распределённых в периферическом теле звуков, соответствующих звуков в системах центральных чакр и шестнадцати важных нади или звуковых коридоров, через которые эти рассеянные звуки собираются во время Нади Шуддхи пранаямы.
Чрезвычайно важно, чтобы желание, необходимое для контроля дыхания, также имело правильную природу, поскольку путь полон ловушек и препятствий, возникающих в результате усвоенных привычек и недопонимания. Упомянутое здесь усилие необходимо для развития процессов дыхания - пурака (вдох) и речака (выдох) - посредством практики асан. В частности, это относится к достижению надлежащей асаны для Нади Шуддхи пранаямы - Падмасаны.
Без Падмасаны процессы Чаланы, Матханы и Меланы невозможны. Эти три действия относятся к продвинутым практикам Кхечари мудры. Под Чаланой понимается действие языка, когда он входит в носоглоточную область над твердым нёбом и позади маленького язычка. Матхана - это взбивание, выполняемое языком во время различных фаз дыхательного цикла. Мелана означает собрать в одну точку все «взбитые» субстанции.
Ясность в отношении необходимых процедур, соответствующих инструментов и их использования позволит пройти путь самосовершенствования с минимумом неудач. Беспорядок приведет к умножению этих неудач, а накопление травм и разочарований в конечном итоге приведет к краху их начинаний.
Овладение Пранаямой ведет к сокровенным глубинам души.
Следующее Письмо будет продолжено освещением «Нади Шуддхи пранаямы».
Письмо Сундернатха (Шандора Ремете)

Пранаяма

03 ноября 2017 года
Shadow Yoga © Сундернатх (Шандор Ремете).